?

Log in

No account? Create an account
 
 
23 April 2019 @ 04:45 pm
Немного про образование  
Мне тринадцать лет. Я сдаю контрольную по географии. Пустая контурная карта. Меня просят показать Копенгаген, потом - что-то чуть сложнее. Получаю пять, считаю себя очень умным.
Одна девица опозорилась: не указала на карте Китая ("я привыкла, что Китай - большой, желтый, а здесь все одним цветом!!!"). Мы с приятелем глядим на одноклассницу и издевательски хихикаем.

Пете фон Кауфману тринадцать лет. В 1871 году он поступает в Александровский лицей после третьего класса гимназии. Экзамены сдают, естественно, по всем предметам - даже второстепенным. Например, по географии. Петра просят нарисовать карту Австралии. Мальчик построил сетку координат (как учили в гимназии) и точно начертил всю карту континента. С архипелагами. По памяти. За несколько минут. "Это ж так просто было", вспоминает лицеист.

 
 
 
(Suspicious comment)
Alexey  Ton: pic#120999795alekseyton on April 23rd, 2019 02:30 pm (UTC)
Если с ятями написать, то впечатлит сильнее )))
(no subject) - wingover on April 23rd, 2019 02:33 pm (UTC) (Expand)
Лёшаistanaro on April 23rd, 2019 03:21 pm (UTC)
Австралию я бы, вероятно, мог в 13 лет нарисовать...
M' Aquillius - Маний Аквилийarthoron on April 23rd, 2019 08:00 pm (UTC)
Я бы и в восемь-девять мог, и сейчас сделаю, но без координатной сетки и довольно криво... А там на экзамене была еще прекрасная возможность рассудить, кто лучше начертил, кто хуже. И ставить оценки.
Хэлка: newhelce on April 28th, 2019 08:23 am (UTC)
Вот лет в 10 я могла ее нарисовать (у меня было издание "Детей капитана Гранта" с подробнейшей картой с маршрутом героев). ;)) А сейчас уже нет, не помню ничего. Только общие начертания намалюю, да наверняка еще меридианом ошибусь на парочку в какую-нибудь сторону. ;)
Кэл: Galaxykel_ on April 23rd, 2019 03:53 pm (UTC)
Сова на глобус :)))
Петенька мог установить и настроить Винду? А вот какая-нибудь современная Дашенька может. Пятилетняя Дашенька.
Петенька мог программировать на Питоне? А современная Дашенька в 13 лет умеет.
У Петеньки с детства могла висеть на стене карта мира. Дашеньке карта на стене не нужна - у нее есть навигатор и гугл-карты. Она помнит не контуры Австралии, а время перелета до Сиднея по нескольким маршрутам.
Петенька учил какую-нибудь латынь. Дашеньке могут не понадобиться языки - у Дашеньки будут голосовые переводчики.
Петенька слышал про темную материю? Современные Дашеньки лезут в теорию струн...
Если это про "раньше было лучше" - глупость полная.
Жизнь изменилась кардинальным образом. Сейчас иные знания с одной стороны, и требования к человеку - с другой. Например, сейчас ценится не память-как-запоминание (угу, в дописьменную эпоху, во времена дорогих/редких книг, во времена бумажных книг оно было необходимо), а умение ориентироваться в большом количестве / потоках информации. Сейчас "образованный" - не тот, кто на память много помнит, а кто в море мусора может достать более-менее достоверную информацию. И крутой не тот, кто может, например, большие числа перемножать в уме - раньше это было ценно, сейчас, в эру суперкомпьютеров, не более чем фокус - а тот, например, кто умеет решать нетривиальные задачи.
В общем, засада современного образования, увы, не в том, что оно не дает знаний 100-200 летней давности, а в том, что дает знания 20-летней давности с соответствующими подходами, тогда по современным тенденциям вводить образование формата "завтра" надо было еще "вчера".

В общем, Шерлок Холмс был прав. И выиграет в жизни тот, кто забьет свой чердак полезным плюс не забудет его обновлять - жизнь очень быстро меняется.

Edited at 2019-04-23 03:55 pm (UTC)
M' Aquillius - Маний Аквилийarthoron on April 23rd, 2019 06:36 pm (UTC)
Кэл, извини, сову натягиваешь ты. Ты щас как Дон Кихот и рубишь ветряные мельницы. Воображаешь себе некие идеи, коих я не высказывал и начинаешь с ними героически сражаться. Возможен ли в таких условиях хоть какой-то осмысленный диалог? Но я попробую.

Я сравнил экзаменационные требования в XIX веке и в самом конце XX (когда я пошел в школу) и намекнул, что первое - продукт серьезной и осмысленной образовательной системы, а второе - пшик.

Мысль, что учебные планы и набор предметов середины XIX и начала XXI века должны быть идентичны - ее придумал ты, а не я.
Мысль, что в образовании главное память и зубрежка также мне не принадлежит.
M' Aquillius - Маний Аквилийarthoron on April 23rd, 2019 07:19 pm (UTC)
Зачем мы учимся? Чтобы понять предмет. Для понимания необходимы определенный объем систематических знаний. А знание невозможно без памяти. Поэтому память играет большую роль и в современном образовании (хотя никто не предлагает превращать студента в сороку).
Чтоб получить системное представление о предмете, нужно овладеть определенным количеством фактов и вместе их держать в уме, а не в смартфоне.
И чтобы "в море мусора найти более или менее достоверную информацию", нужно обладать серьезным первичным _знанием_. Иначе ты не отсеешь мусор.

Допустим, есть такой предмет - география. Нужен ли он в современной школе? Естественно! И физическая, и политическая, и экономическая. Чтоб в голове было системное и целостное представление о нашей Земле (без коего и Гугл не в помощь).

Лучший "проводник", который позволяет систематизировать географические знания - географическая карта. Ибо "картинки" человек запоминает во много раз лучше и подробнее, чем текст.

Так вот! Находка дореволюционных педагогов гениальна - научить школьника, чтобы _он_сам_начертил_карту! С координатной сеткой, по науке. Сам все прошел - руками (и не закрасить контурные глупости, а все с нуля построить), что позволяет легко, весело и без особенной зубрежки (моторная память!) уложить в голове графические представления о мире (и с этой картой потом можно связать любую информацию). Хочу напомнить, что для Кауфмана "это было нетрудно".
Кэл: Котkel_ on April 23rd, 2019 08:24 pm (UTC)
"Ибо "картинки" человек запоминает во много раз лучше и подробнее, чем текст" - не-а. Есть "визуалы", есть "аудиалы" как минимум.
Ну и до кучи - память человека не бесконечна. Береговая линия Австралии лично в моем чердаке, как и какая-нибудь латынь - ненужный мусор, и великое счастье, что этим мусором мне чердак не забили. И "построить карту" с "иметь базовые знания" никак не коррелирует. Увязать трехмерную! современную географию с астрономией (изучение солнца, влияние луны) и те же теплые-холодные течения с погодой / формированием циклонов / климатом и экономикой / политикой / этнографией - есть смысл. Помнить береговую линию - глупость.
(no subject) - arthoron on April 23rd, 2019 10:49 pm (UTC) (Expand)
Юляjulia_monday on April 23rd, 2019 08:21 pm (UTC)
Я не думаю, что любой гимназист мог так сделать. Кроме того, сейчас объем информации увеличился и просто незачем делать такое (а в 19 веке это имело смысл).
M' Aquillius - Маний Аквилийarthoron on April 23rd, 2019 10:06 pm (UTC)
По-моему, не особо увеличился. БОльшая часть знаний, которые преподают в современной школе - это и есть наука XIX века. А знания, которые стали доступны в XX-XXI веке более или менее полноценно можно изучать уже в институте.
(no subject) - julia_monday on April 23rd, 2019 10:11 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - arthoron on April 23rd, 2019 11:46 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - julia_monday on April 23rd, 2019 11:53 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - arthoron on April 24th, 2019 08:46 am (UTC) (Expand)
(no subject) - julia_monday on April 24th, 2019 10:07 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - arthoron on April 25th, 2019 08:58 am (UTC) (Expand)
(no subject) - julia_monday on April 25th, 2019 04:10 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - arthoron on April 26th, 2019 03:57 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - julia_monday on April 26th, 2019 11:41 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - arthoron on April 27th, 2019 09:06 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - julia_monday on April 27th, 2019 11:55 pm (UTC) (Expand)
(no subject) - arthoron on April 30th, 2019 07:56 am (UTC) (Expand)
(no subject) - julia_monday on April 30th, 2019 02:37 pm (UTC) (Expand)
Ильтин: траваelven_luinae on April 24th, 2019 07:42 am (UTC)
Ну, довольно типичная ошибка - сравнивать необходимый и достаточный минимумы знаний для совершенно разного социума, и считать, что любой уровень школьных знаний на "отлично", который отличается от твоего уровня знаний на "отлично" - лучше.
Для гимназиста Пети совершенно другие социальные требования, и в школе, и после. Говорить, что Петя умнее/лучше образован на основании одного-двух технических навыков - некорректно. Базовые знания не формируются единым фронтом раз и на столетия, тот необходимый минимум, который делает человека грамотным и образованным (не путать с эрудицией) и даёт возможность продолжать образование, личностно и профессионально совершенствоваться, может сильно измениться менее, чем за полвека (и изменился, это можно заметить по тому, как выглядит база у меня, у моей сестры, и у дочери знакомых, при том, что мы все учились в одной школе - одной из лучших в регионе).
Положа руку на сердце, лично ты (Арторон, сейчас, в 2019 году) можешь сказать, что ты был бы более образован и способен получать новые знания, если бы чертил карты по координатной сетке, а не показывал города на готовой карте?
Кстати, чертить карты по сетке в школе учили ещё в 70-80е годы ХХ века.
M' Aquillius - Маний Аквилийarthoron on April 24th, 2019 08:28 am (UTC)
Это не ошибка, это пример. Гимназист Петя кладет на лопатки современных лодырей по всем статьям - он просто сделает серьезней все, за что возьмется. Да, требования социума - разные: нынешний социум терпит дутые дипломы, аттестаты (и поощряет их), тогдашний - нет.

> Положа руку на сердце, лично ты (Арторон, сейчас, в 2019 году) можешь сказать, что ты был бы более образован и способен получать новые знания, если бы чертил карты по координатной сетке, а не показывал города на готовой карте?

Вообще-то - да=) Лучший способ что-то понять и усвоить - проделать своими руками.
Ильтин: траваelven_luinae on April 24th, 2019 09:00 am (UTC)
Насчёт дутых дипломов - все же утрирование и реликт из девяностых, но и по мемуарам можно заметить - были и "натянутые" оценки детям нужным людей, и не соответствующие должности специалисты. То есть это не глобальная проблема нашего времени, но постоянная (и серьёзная) проблема. Не отменяющая, например, того, что для нынешних старшеклассников, например, нормально, как и в конце 19 века, изучать по два-три иностранных языка и достигать очень хорошего уровня (что в годы моей учёбы было доступно на многим избранным), или например, заниматься программированием, психологией (чего не существовало в 19 веке), или химией (что было в зачаточном состоянии).
Далее, гимназиста Петю вряд ли осмысленно спрашивать об анатомии человека - на современном уровне знаний, даже проще - о кровообращении, вряд ли он знаком с той же химией на уровне современного ровесника из профильной школы, вряд ли знаком в том же объёме с социальными науками. Это если не учитывать того, что даёт даже не программирование, а в целом возможности работы с компьютером и интернетом.

То есть - где-то у нас больше технический _объём знаний, где-то - у Пети. Но сказать, что текущее образование менее качественно или менее соответствует запросам человека и общества, нельзя. Определённые особенности школьного образования были и раньше, они давали возможность учиться и совершенствоваться, но не страховали от рен-тв и теорий заговора (сейчас), спиритизма и сект (ранее), и от тотальной деградации - всегда (даже у Ушинского об этом есть немного, например).
И по поводу проделать своими руками - то есть суть для тебя именно в уроках географии, но! если тебе нужны самостоятельно вычерченные карты (тебе, Арторону образца 2019 года), то в чем конкретно ты ущемлен с сравнении с Петей? Велкам, учебники как раз сейчас в доступе, навыки к освоению нового, как видно из написанного тобой же текста, у тебя явно не хуже, чем у Пети, а то и лучше, если ты способен сам отметить, чего тебе не хватает:). Что ещё раз подтверждает взаимозаменяемость и отсутствие единого критерия для оценки "это образованный на уровне хорошей школы человек". Специально пишу - хорошей школы, не элитной или там, средней :).


(no subject) - arthoron on April 25th, 2019 08:39 am (UTC) (Expand)
Кэл: Котkel_ on April 24th, 2019 09:25 pm (UTC)
Я вижу несколько иной реальный современный мир. Эти вчерашние Пети, получив "великолепное" образование из-под палки, далее садились на теплое место и сидели на попе ровно, а их знание береговой карты Австралии им никогда в жизни не пригождалось. Современные Пети после Гарвардов или купленных дипломов также садятся на тепленькие местечки и сидят. Н-но. Современные Дашеньки прекрасно понимают, что современные дипломы по уровню знаний устарели еще десятилетия назад, и ныне ими только подтереться. Для работодателя диплом - это или показатель "человек способен 5 лет усердно заниматься фигней", или "я древний работодатель прошлого века и верю в силу диплома". Поэтому для современной Дашеньки диплом ВО - это бумажка. Бумажка, и все. А _знания_ современные Дашеньки получают самостоятельно. На курсах. На втором-третьем ВО, выбирая ровно то, что нужно. На практике. И современная Дашенька по факту гораздо серьезнее - ибо ей приходится актуализировать быстро меняющиеся знания и приспосабливаться к "рынку труда". Потому что вчера были безумно нужны экономисты и бухгалтера, а сегодня их стало как собак нерезаных - и надо становиться или очень крутым бухгалтером, постоянно актуализируя знания (а знаешь, как быстро там все меняется?! А представляешь объем знаний?! Какая высшая математика - там в законах-подзаконах-актах-правилах-оформлении любой математик мозги сломит), или круто менять сферу деятельности, например, на ИТ. Потому современные Дашеньки в 17 получают первое ВО и дипломчик, потом работают + курсы, в 30 получают второе ВО, в 40 - третье... до кучи самостоятельно учат китайский / корейский / японский, причем кто ради работы, а кто ради "посмотреть аниме / дорамки в оригинале". И Дашеньки очень сильно думают, как расставить приоритеты, и все успеть, параллельно работая-зарабатывая и занимаясь домашними делами. И такая Дашенька любого гимназиста Петеньку с его никчемным рисованием карты за пояс заткнет. И таких Даш ныне - до-фи-га.
Да и... Можно научить решать мат. задачи - как и обезьянку жонглировать, если усвоен метод/способ - нет проблем. Но вот _математиком_ это человека не сделает, тут талант нужен.
(no subject) - arthoron on April 25th, 2019 07:21 am (UTC) (Expand)
(no subject) - julia_monday on April 25th, 2019 04:13 pm (UTC) (Expand)